Автор текста: Андрей Корнилецкий
На берегу широкого, незамерзающего зимой залива, на восточных отрогах крымских гор, приютился замечательный город, жемчужина юго-восточного побережья Крыма, «богом данная» Феодосия. Это один из древнейших городов планеты. Он старше Лондона, Парижа, Вены, Москвы, Киева…, он почти ровесник вечного Рима. За свою двадцатипятивековую историю, Феодосия неоднократно меняла названия и государственную принадлежность, претерпевала войны и разрушения, но словно хранимая богами, которые подарили её человечеству, продолжает своё вечное плавание по океану истории человеческой цивилизации.

Древнегреческая Феодосия, аланская Ардавда, генуэзская Каффа, турецкая Кефе (или Кучук-Стамбул), и снова Феодосия в составе Российской империи, затем Советского Союза, а ныне Украины – вот, те исторические гавани, в которых бросал якорь, этот богом данный парусник.
Сегодня Феодосия – динамично развивающийся крымский курорт, с хорошими шансами стать в перспективе курортом европейского уровня. Уникальная природа и климатические богатства, насыщенная событиями история, дух творчества и романтики привлекает к себе туристов и отдыхающих, ценителей искусства и всех, кто не зачерствел душой и стремится к яркой, насыщенной жизни.
Прекрасные золотые пляжи, лечебные минеральные воды и сульфидные грязи, виноград и продукты виноделия, целебные солнце, воздух и морская вода – вот основные составляющие успеха и популярности феодосийского курорта. Феодосия по праву считается городом художников, скульпторов, музыкантов, писателей, да и вообще людей творческих профессий. Мощная духовная аура тысячелетий, способствует духу творческого созидания.

Наше издательство предлагает Вам ознакомиться с Феодосией и её ближайшими посёлками. Давайте вечером, когда схлынет жара, прогуляемся по «богом данному» городу.
В конце XIX века был кардинально модернизирован морской торговый порт, и к нему была проложена железная дорога. Благодаря этому город получил мощный импульс коммерческо-промышленного развития, вызвавший трёхкратный прирост населения, увеличение благосостояния и строительный бум. Богатые феодосийцы, а также жители других городов России к началу прошлого века застроили всё побережье от дома И. К. Айвазовского до устья реки Байбуги шикарными дачами-дворцами.

После революции они были экспроприированы и превращены в санатории. Сейчас это корпуса санаториев «Восход» и «Волна». К сожалению, большая их часть была разрушена в годы Великой Отечественной войны, но те которые не пострадали или в начале 1950-х годов были реставрированы, являются сегодня украшением набережной.
Построенная в 1914 году, дача Иосифа Стамболи – совладельца крупнейшей на юге России феодосийской табачной фабрики – является одной из визитных карточек нашего города. В её строительство хозяин вложил фантастически огромную сумму – 1 100 000 рублей золотом. Модный столичный архитектор Отто Вегенер использовал оригинальную мавританскую архитектуру с элементами модерна, со сложными композиционными деталями внешней отделки, изящными террасами и башнями-минаретами. Поражает воображение богатая внутренняя отделка с применением разных цветов мрамора, ценных пород дерева, лепнины и майолики.
В разные времена здесь были: санаторий, госпиталь, наркологический диспансер и коммерческий банк. Ныне здесь престижное кафе VIP-класса, где предпочитают обедать посещающие наш город высокопоставленные гости. Кстати,(!) Вы тоже можете пообедать (если финансы позволят). Прогулявшись от дачи Стамболи вниз по проспекту Айвазовского (в советские времена – им. Ленина, в дореволюционные – Екатерининский), Вы, несомненно, обратите внимание на корпуса детского санатория «Волна». Построены они были в период с 1912 по 1914 годы. В то время своим красавицам-дачам модно было давать имена. Банкир Н. Б. Ратгауз назвал свою дачу «Аида», статский советник Т. А. Абрамов – «Флора», промышленник А. А. Крым – «Вилла».
Ласкает взор дача И. С. Крыма «Милос» (1911 год; архитектор М. Пискунов). Здание построено в стиле древнегреческой архитектуры с кариатидами, статуями, бюстами античных героев и мраморными фонтанами во внутреннем дворике. В изящной беседке-ротонде стоит скульптура Венеры Милосской. Это точная копия той, что находится в парижском Лувре. Можете сэкономить на поездке в Париж и сфотографироваться в обнимку с нашей.
Дача С. С. Крыма «Виктория», была сооружена в 1914 году по проекту личного архитектора императора, академика Н. П. Краснова, автора многих дворцов крымского южнобережья (в частности Большого Ливадийского). Словно из сказок Шахерезады возникает здание, сотворённое в средневековом испано-мавританском стиле, с замысловатыми украшениями на фасаде.
Интересны в архитектурном плане также: дача «Модерн» (И. В. Стамболи, 1909г., архит. Пискунов), дача И. В. Хаджи (1909г.), Международный коммерческий банк (1909г., ныне Дом Культуры), гостиница «Астория» (1914г.).
Эти здания находятся на проспекте Айвазовского. На ул. Горького,12, внимание привлекает старое трёхэтажное величественное здание с атлантами, которые держат на каменных руках не небо (как в популярной песне), а балкон, но и это у них тоже прекрасно получается. Это – Азово-Донской банк (1909г.), сегодня – Укрсоцбанк.
Феодосийская национальная картинная галерея имени И. К. Айвазовского, обладает крупнейшим в мире собранием творений великого мариниста – 417 полотен.
Это один из старейших художественных музеев нашей страны. Ежегодно эту уникальную коллекцию маринистической живописи посещают сотни тысяч ценителей искусства из разных стран мира. Кроме работ самого И. К. Айвазовского, в галерее также экспонируются произведения его учеников и последователей: Л. Ф. Лагорио, А. И. Фесслера, К. Ф. Богаевского, А. И. Куинджи, М. П. Латри, М. А. Волошина, Н. С. Барсамова. и др.
Здесь представлены не только живопись, но и графика, гобелены, предметы декоративно-прикладного искусства, фотоматериалы, мемориальные вещи и архивные документы – более 11 000 экспонатов.
Уже став всемирно признанным художником, человеком состоятельным, имея финансовую возможность жить в любой европейской столице, И. К. Айвазовский неожиданно для многих принимает решение поселиться в маленькой родной Феодосии, где в 1848 году строит дом по собственному архитектурному проекту в стиле итальянского ренессанса.
В 1880 г. он пристраивает к дому большой выставочный зал, получивший название – галерея. В 1900 году, согласно завещанию художника, она стала собственностью города.
Галерея всегда была культурным центром Феодосии. На сцене большого выставочного зала, ещё при жизни Айвазовского проводились концерты, (маэстро и сам умел играть на скрипке), и в наши дни здесь ежегодно проходят международные музыкальные фестивали.
Трудно переоценить тот вклад, который И. К. Айвазовский внёс в развитие и популяризацию родного города. Благодаря личной дружбе с государём-императором, он способствовал строительству в Феодосии современного морского торгового порта и прокладке железной дороги. Он принимал участие в археологических раскопках, был попечителем городских гимназий, занимался щедрой благотворительной деятельностью.
До 1888 года город испытывал острую нехватку воды. Не в силах далее оставаться равнодушным к этой проблеме, Иван Константинович предложил городской думе проложить водопровод из своего имения в Субаши, что в 25 км. от города, и фактически подарил феодосийцам 500 000 литров чистой питьевой воды ежесуточно. На собственные средства и по собственному проекту он соорудил в память об этом изящный памятник архитектуры – «фонтан Айвазовского», который Вы можете видеть в городском саду.
На центральном бульваре города, недалеко от «фонтана Айвазовского», благодарные феодосийцы воздвигли памятник-фонтан «Доброму гению», изображающий фигуру Анны Никитичны Айвазовской – супруги великого художника.
На ул. Морской,16, был дом, где в 1817 году родился будущий «певец моря». В 1912 г. дом сгорел при пожаре, но на его фундаменте выстроен другой, весьма похожий на предшественника. Недалеко от дома, на углу ул. Ленина и Армянской, Вы можете посетить построенную в первой половине XIV века церковь Сурб-Саркис (Св. Сергия).
В этой церкви Айвазовского крестили, здесь он венчался, здесь же его отпевали, провожая в последний путь. На территории храма, склеп-захоронение И. К. и А. Н. Айвазовских. На белом мраморе саркофага надпись на армянском языке: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».
С нашим городом тесно связана жизнь и судьба ещё одного «певца моря» – писателя-романтика Александра Грина. Здесь создатель блистательной повести-феерии «Алые паруса» прожил шесть лет, которые были наиболее плодотворными в творческом плане и самыми счастливыми в личной жизни. Ему очень нравилось в Феодосии, он катался по заливу на лодке, ловил с пацанами бычков, придумывал сюжеты своих повестей и романов.
Литературно-мемориальный музей писателя (ул. Галерейная,10) был открыт 9 июля 1970 года, в том доме, где он жил с 1924 по 1930 годы.
Благодаря воплощению идеи художника-архитектора С. Г. Бродского, дом был превращен в старинный парусный корабль, с комнатами-каютами, приборами морских глубин и снастями такелажа. Открытый для романтиков всего мира, музей Грина, как лоцман, ведёт за собой всех, кто молод душой и горяч сердцем.
Феодосийский музей древностей (краеведческий музей), один из старейших музеев не только в нашей стране, но и в Европе. Он был открыт 13 (25) мая 1811 года по инициативе тогдашнего феодосийского градоначальника С. М. Броневского. Трижды поменяв месторасположение, музей сегодня находится в помещении старинного особняка XIX века, где до революции находилась гостиница «Генуэзская», а в советские времена родильный дом и детский сад.
Уникальные экспонаты музея охватывают все периоды истории Феодосии от каменного века до наших дней. В фондах хранятся редкие издания XVIII-XIX вв. по краеведению и истории Крыма. Свободно можно посетить лапидарный дворик музея, который выложен подлинной плиткой средневековой мостовой. Здесь собраны каменные плиты разных эпох. Особенно интересны античные мраморные львы (III век до н. э.)
Недалеко от железнодорожного вокзала возвышается величественная башня Св. Константина (1382г.). Это главный символ нашего города, изображенный в центральной части современного герба Феодосии. В XIII-XV вв., во времена генуэзской Каффы, эта башня была одной из ключевых в системе внешнего пояса обороны крепости. Она была двухъярусной, четырёхстенной и являлась арсеналом оружия.
Её опоясывала смотровая площадка типа открытого балкона. До строительства современного порта, который «отодвинул» береговую линию на 500 метров, эта башня стояла прямо на берегу моря, и при шторме волны с размаху бились о её стены. На картинах художников XIX века: И. К. Айвазовского, А. И. Фесслера, Л. Ф. Лагорио она изображена в непосредственной близости от моря.
Рядом с башней более позднее фортификационное сооружение, турецкий бастион – барбакан (XVII в.). В наши дни его используют для проведения танцевальных вечеров и дискотек.
Феодосия – город с богатыми религиозными традициями. Здесь всегда жили представители различных наций и религий.
В городе мирно сосуществовали: православные, католические и армянские церкви, мусульманские мечети, иудейские синагоги и караимские кенассы. Во времена советского агрессивного атеизма, большая их часть была уничтожена. То, что сохранилось, представляет собой огромную культурно-историческую ценность. Это наследие веков мы должны сберечь для потомков.
Возведённая в 1639 году, во времена турецкой Кефе, мечеть Муфти-Джами (угол улиц Ленина и Караимской), является уникальным памятником османского зодчества. Она построена по всем стандартам исламской религиозной архитектуры. Это единственная из 60 мечетей Кефе, дожившая до наших дней. Ныне она реставрирована, в ней регулярно проводятся службы. С вершины минарета, как и три века назад, можно услышать призывы к совершению намаза. (Восток – дело тонкое).
Напротив мечети, на территории нынешнего матросского парка, в средние века находился крупнейший в Европе рынок рабов, где была продана в гарем турецкого султана легендарная Роксолана. В разные эпохи на одном и том же месте здесь стояли: византийский храм Св. Анны, мечеть Биюк-Джами, православный собор Св. Александра Невского. Менялись эпохи, менялось лицо города.
Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы (ул. Красноармейская,11), является одной из старейших не только в городе, но и вообще в юго-восточном Крыму. Дата её постройки – VIII век. Правда с тех пор она многократно разрушалась, возрождалась и перестраивалась. Сегодня определить её первоначальный облик не представляется возможным, но от этого её ценность и значимость не уменьшается.
Из армянских храмов, наряду с Сурб-Саркис, к историческим ценностям относятся армянские церкви
Св. Архангелов Михаила и Гавриила (1408г., угол улиц В. Коробкова и Армянской) и Св. Георгия (1452г.,
ул. Нахимова,32). Сильно обветшав в последние годы, они требуют серьёзной реставрации. Из православных храмов, кроме вышеупомянутого Введенского, большой популярностью у верующих пользуются: собор во имя Казанской иконы Божией Матери (построен в 1907, освящён в 1911г, архитектор Г. Л. Кейль, ул. Карла Маркса, 52); церковь во имя Св. Великомученицы Екатерины (1892 г., ул.И.Федько, 95); церковь Всех Святых (1884 г. (в 1961 разрушена, в 2005 восстановлена), архитектор М. С. Нич., ул. И. Назукина, 15). В старейшем районе города – Карантине, есть ещё одна очень популярная церковь, но о ней рассказ впереди.
Здесь, в районе Карантинного холма, наиболее явственно ощущается дыхание веков и тысячелетий. Двадцать пять столетий назад, древнегреческие купцы из малоазийского города Милета, основали на этом месте свою торговую факторию – Феодосию. В XIV веке генуэзцы построили здесь крупнейшую (площадью сто гектар) крепость северного Причерноморья – Каффу.
От пятикилометрового внешнего пояса обороны с тридцатью башнями сохранились остатки четырех:
Св. Константина (центральный парк), Св. Фомы (южный склон холма Митридат), консула Джиованни ди Скаффа (угол улиц Башенной и Рабочей), и Доковая башня, которая стоит на самом берегу моря, на территории рыболовецкого хозяйства, на глиняном фундаменте, как на поплавке.
На самом высоком месте Карантинного холма, в 1340-50-х годах генуэзцами была сооружена цитадель (внутренний пояс обороны) крепости Каффа. Она имела восемь башен и четверо въездных ворот, длина стен по периметру составляла свыше 700 метров, высота от 10 до 15, ширина – 2 метра. Внутри цитадели располагались дворец консула, резиденция католического епископа, казначейство, церкви, магазины, склады и дома богатых кафинцев.
Сохранились часть стен, остатки одних въездных ворот и две башни: Клемента VI и Криско (Христа). В XIV веке, во всей Европе было всего 2 настенных часов, одни в Генуе, а вторые на башне Криско в Каффе(!). В то время это был город с высочайшим уровнем жизни (по меркам средневековья).
Войдя в цитадель, Вы можете взойти на её стены и там прогуляться. Попробуйте, (ширина стены позволяет), почувствуете себя генуэзцами. Со стены открывается вид на Святую долину. Так называется место, где в Каффе находилось более сорока храмов различных конфессий. Сохранилось четыре, все они XIV века.
На внутренних стенах церкви Св. Стефана (по другим данным Св. Димитрия), до сих пор видны фрески, изображающие различные евангельские сцены.
Предполагают, что их автор – великий византийский живописец Феофан Грек, который в то время жил в Каффе и расписывал здесь храмы. Возле церкви – средневековый фонтан, (всего их в Каффе было 125) из которого кафинцы набирали питьевую воду.
Один из популярнейших среди прихожан храмов – во имя Иверской иконы Божией Матери. Он был сооружён в 1348 году в качестве армянской церкви Ованеса Мкртича (Иоанна Предтечи). В 1474 году здесь отслужил молебен, вернувшийся из «хождения за три моря» Афанасий Никитин. После турецкой агрессии был длительный период упадка, и лишь в середине XIX века храм был переосвящён православным священ-ником.
Церковь Св. Георгия Победоносца – всё что осталось от большого одноимённого средневекового монастыря. Она находится на холме, в нескольких десятках метров от Иверского храма в сторону моря.
Армянская церковь Св. Иоанна Богослова – типичный пример армянской средневековой храмовой архитектуры, с внутренним двориком (открытым гавитом) и прекрасной акустикой.
Взяв в путь топографическую карту, бутерброды и то, чем их запивают, Вы можете прогуляться вдоль моря от Карантина до посёлка Орджоникидзе, который уютно расположился в 12 км. от города, на берегу бухты Провато. Идём по побережью Двуякорной бухты, имеющей буйный характер. Такое название она получила, потому что из-за сильных ветров, кораблям, чтобы стать здесь на стоянку, приходилось бросать два якоря.
Замыкающий феодосийский залив мыс Св. Ильи, назван в честь небесного покровителя мореплавателей. В 1899 году, на личные средства супруги московского городского
головы Е. Н. Рукавишниковой, здесь был сооружён маяк, который после модернизации и сегодня продолжает исправно служить людям.
Места эти были обжиты более 5 тысяч лет назад. Здесь жили тавры – первые крымские аборигены. Об этом свидетельствуют найденные в результате археологических раскопок наконечники стрел, кремниевые скребки и ювелирные украшения.
В середине XIX века И.К.Айвазовский совместно с археологом Сибирским проводил в этих местах раскопки. Была найдена золотая серьга скифской царицы. Эта находка имеет огромную научную ценность, и ныне хранится в Санкт-Петербургском Эрмитаже.
Недалеко от маяка находилась древняя церковь Св. Ильи, которую построил купец Илья Тамара в честь своего чудесного спасения во время сильнейшего шторма. В 1861 году часовню этой церкви посетил во время своего визита в наш город император Александр II.
И вот белеют впереди домики посёлка Орджоникидзе. В разные времена он назывался: Провато, Бубновка, Двуякорный. В ближайшее время, вероятно, тоже сменит название, т. к. нынешнее звучит сегодня как атавизм.
С 1913 и до 1990-х годов посёлок был засекречен и закрыт для иностранцев. Здесь находились предприятия военно-промышленного комплекса: заводы «Гидроприбор» и «Гидроаппарат». После распада СССР, заводы пришли в упадок, а вслед за ними и весь посёлок. Сегодня Орджоникидзе развивается в качестве курортного посёлка. Этому способствуют уникальные природные условия: красивые пейзажи, уютные бухточки с чистейшей водой, а также сравнительно невысокие цены на жильё, товары и услуги.
Из Орджоникидзе можно пройти пешком в Коктебель. Идти будем по Тихой и Мёртвой бухтам, которые получили своё название за спокойный нрав. Здесь рай для нудистов – любителей отдыхать в костюме Адама и Евы. Не только с Украины, но и с других стран приезжают сюда, чтобы пожить в палатке и позагорать в чём мать родила.
Тихая бухта – заповедное урочище. Здесь произрастают уникальные растения, занесённые в Красную книгу.
Многие из них эндемичны, т.е. растут только здесь и нигде больше. Дикая красота этих бухт, многие годы привлекает внимание не только отдыхающих, но и кинематографистов. Здесь сняты десятки фильмов, которые известны и любимы нами с детства.
С вершины холма Кучук-Енишар, открывается прекрасный вид на курортный посёлок Коктебель. Здесь, на холме, нашёл свой последний приют добрый гений этих мест – М. А. Волошин, которому Коктебель во многом обязан своей известностью и популярностью.
В конце XIX века потомки академика Э. А. Юнге, распродав большую часть своих земельных владений под дачные участки, положили начало дачному Коктебелю. Посёлок развивался как курорт интеллигенции, полюбившей эти места за первозданную, не извращённую урбанизацией суровую красоту.
Построив в 1903 году свой дом на самом берегу коктебельской бухты, М. А. Волошин со временем превратил его в уникальный центр творчества и культуры европейского уровня.
Горный массив Кара-Даг, возвышающийся над Коктебелем, является феноменальным памятником природы общемирового значения. Рождённый в результате вулканической деятельности 160-150 млн. лет назад, обладающий магнетической притягательностью и способный исцелять тяжелобольных, Кара-Даг уже давно вошёл в умы и сердца людей как волшебное место, не любить которое невозможно. Карадагская скала - Золотые ворота, является символом Юго-Восточного Крыма.
О Феодосии, Орджоникидзе и Коктебеле с Кара-Дагом ещё можно рассказывать долго, увлечённо и вдохновенно. Но, увы, нельзя объять необъятное. Издательство «Сусанин» не прощается с Вами, а говорит Вам: «До свидания», а свидание обязательно состоится, ведь с нами не заблудишься.